По
мнению специалистов, процесс социального и эмоционального развития ребенка
состоит из четырех этапов. Первый из них – возраст с 5 до 8 лет. В это время
главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение
сконцентрировать внимание и, при этом, огромные запасы энергии.
Именно
в этом возрасте у ребенка закладываются первые представления об этике и морали.
Актуализируются вопросы о том, «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?». И
именно этот возраст является благоприятным, с точки зрения начала формирования финансовых навыков – обучение
грамотному ведению счета деньгам, пониманию ценности и назначения денег и умению
отличать желания от потребностей.
Джолайн
Годфри, одна из ведущих специалистов, занимающихся финансовым воспитанием
детей, предлагает упражнения, которые способствуют выработке необходимых
навыков у детей.
Упражнения, способствующие
формированию финансовых навыков у детей 5 - 8 лет:
Упражнение 1. Формирование
умения говорить о деньгах
Техника:
Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги.
- Никогда не бойтесь говорить: «Нам это не по карману». Никогда не бойтесь говорить: «Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому». Только не забывайте объяснить ребенку причину своего выбора.
Упражнение 2. Формирование умения вести счет деньгам
Техника: Научите
ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю.
Разработайте таблицу, и научите ребенка вписывать в нее получившиеся суммы.
- Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально задачами, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений – важно, чтобы для ребенка денежные вопросы ни в коем случае не были связаны с беспокойством или дискомфорта.
- Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о связанных с этим расходах (расходах на корм собаки, на любимые напитки или мороженое).
- Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место.
- Купите ребенку его первый бумажник.
Упражнение 3. Формирование умения грамотно тратить
Техника:
Научите ребенка планировать бюджет покупки.
- Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты (купить - одну вещь подороже или несколько подешевле).
- Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты.
- Когда ребенок идет вместе с Вами за покупками, дайте ему калькулятор - пусть подсчитывает общую сумму в процессе выбора.
- И не забывайте подавать ребенку пример, сами разумно тратя деньги.
Упражнение 4. Формирование умения жить по средствам
Техника: Продумайте
программу выдачи карманных денег.
- Научите ребенка планировать траты своих карманных денег.
- Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.
Упражнение 5. Формирование умения экономить
Техника: Сделайте
2 коробочки с надписями «Потратить» и «Сэкономить». Раскладывайте вместе с
ребенком его карманные деньги по этим коробочкам.
- Поговорите с ребенком о том, какой смысл может быть вложен в понятия «копить» и «экономить». Как это применимо к деньгам, одежде, впечатлениям. В каких случаях мы употребляем эти понятия, и почему мы ими пользуемся.
Упражнение 6. Формирование умения возвращать деньги
- Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку. И все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.
- Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.
Упражнение 7.
Формирование умения быть щедрым
- Помогите ребенку самостоятельно приготовить подарки к празднику близким и друзьям-сверстникам.
- Собственным примером поощряйте в нем щедрость и внимательность к окружающим.
И еще,
основа многих упражнений для воспитания финансовой грамотности у детей 5 – 8
лет – это пример родителей. Помните об этом, выбирая собственную стратегию
финансового поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий