Период 9 – 12 лет у ребенка
характеризуется быстрым физическим ростом, осознанием своего «Я», первыми
попытками самовыражения и проявлением независимости. В этом возрасте развивается
общественное сознание, формируются первые увлечения, не связанные со школьной
учебой и усиливается отождествление себя со сверстниками.
В это время у ребенка стоит
развивать такие финансовые навыки как проявление инициативы и предприимчивости,
понимание стоимости вещей, формирование представления о заработанных деньгах,
умение подбивать баланс своих доходов и расходов.
Джолайн Годфри, одна из ведущих
специалистов, занимающихся детским финансовым воспитанием, рекомендует
следующие упражнения, способствующие формированию финансовых навыков у детей в
возрасте от 9 до 12 лет:
Упражнение 1. Формирование
умения говорить о деньгах
Техника: Предложите
ребенку написать короткую пьесу, в которой фигурируют денежные отношения.
- Обсудите с ребенком сюжет его пьесы.
- Обсудите с ребенком финансовые перспективы Вашей семьи.
- Спросите какие у Вашего ребенка есть к Вам вопросы о деньгах и постарайтесь максимально полно на них ответить.
Упражнение 2. Формирование
умения добиваться достойной оплаты своего труда
Техника: Помогите ребенку
путем опроса друзей и проведения других исследований выяснить расценки за
доступные ему виды работ (присмотр за детьми, скашивание травы на газонах возле
дома и другие хозяйственные работы).
- Возьмите на себя роль клиента, который спрашивает: "Сколько вы хотите за свою работу?" Пусть ребенок поупражняется в вариантах ответа.
Упражнение 3. Формирование
умение вести счет деньгам
Техника: Доверьте ребенку
заполнять квитанции об оплате коммунальных услуг (за квартиру, за
электричество).
- Подсчитывайте совместно с ребенком суммы, которые Вам необходимо уплатить.
- Выберите один постоянный вид расходов (походы в кино, покупка любимых книг или видеофильмов), по которому ребенок будет сам вести учет затрат. Важно, чтобы он имел четкое представление о том, в какую сумму семье обходится то или иное развлечение.
- Приводите конкретные примеры.
Упражнение 4. Формирование
умения грамотно тратить
Техника: Организуйте игру
«Поиск сокровищ» в большом магазине.
- Предложите ребенку найти в магазине названные Вами вещи по минимальной цене.
- Покажите ребенку, как читать этикетки важных для него товаров (кормов для домашних животных, сладостей, сока).
- Обсудите с ребенком, в каком виде эти товары обходятся дешевле (при покупке по одной упаковке, по нескольку упаковок, на развес).
- Обсудите с ребенком разницу между потребностями, желаниями и мечтами.
Упражнение 5. Формирование
умения вкладывать деньги
Техника: Расскажите
ребенку о доходах одной из известных ему крупных компаний, например,
«Кока-Кола» или «Майкрософт».
- Объясните ребенку, сколько денег компания потратила на маркетинг и рекламу, чтобы получить в результате такой высокий доход;
- Предложите ребенку начать собирать предметы, ценность которых со временем вырастет (марки, монеты).
Упражнение 6. Формирование умения
проявлять предприимчивость
Техника: Помогите ребенку
превратить одно из его увлечений в небольшое предприятие.
- Прочитайте ребенку рассказ о предпринимателе, превратившем свое увлечение в бизнес.
- Научите ребенка играть в «Монополию» и играйте вместе с ним.
Упражнение 7. Формирование
умения жить по средствам
Техника: Определите бюджет
для покупки школьных принадлежностей, затем возьмите ребенка в магазин и
предложите придерживаться бюджета.
- Выделите ребенку сумму на воскресный ужин для семьи. Пусть составит меню и сходит в магазин за всем необходимым. Сопровождайте ребенка в этом предприятии.
- Определите бюджет на то, что интересует ребенка - книги, диски, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив представить чеки и записи.
Упражнение 8. Формирование
умения накапливать средства
Техника: Откройте вместе с
ребенком сберегательный счет в банке для оплаты его особого увлечения или цели.
- Это должен быть счет, который Вы вместе с ним сможете пополнять раз в неделю или раз в месяц, но снимать с него деньги нельзя до конца года.
- Накопленные деньги должны быть использованы только на определенные, заранее оговоренные цели.
- Познакомьте ребенка с другими способами накопления.
Упражнение 9. Формирование
умения быть щедрым
Техника: Собственным
примером поощряйте в ребенке щедрость и внимательность к окружающим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий